Одна неделя осталась до назначенного на 29 марта заседание Совета депутатов. Все чаще слышу вопрос: намерены ли мы участвовать в этом заседании. Мы – это три депутата: Павлова, Синюков, Яковлев.

Варианты развития событий

Первый вариант

Совет депутатов собирается 29 марта в неправомочном составе, то есть 13 человек или меньше, как это происходило в январе, феврале и марте. Тогда появляются основания для применения ч. 2 ст.73 закона 131-ФЗ

Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

  • 2. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.
  • 2.1. В случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

В этом случае будут назначены досрочные выборы Совета депутатов, скорее всего на 9 сентября 2021 года (по закону 67-ФЗ ч.8 ст.71 не позднее четырех месяцев со дня установления неправомочия Совета).

Решение о назначении Пояркова врипом, а потом и главой города будет, наконец, названо ничтожным (заседания-то были неправомочными), ему придется покинуть все свои посты, как минимум, вернуть незаконно полученную зарплату. Все подписанные Поярковым документы также будут признаны незаконными (последствия недействительности ничтожной сделки), должна быть осуществлена реституция.

Чем это хорошо:

1) депутаты, которые не в состоянии исполнять даже простые и понятные нормы городского устава, будут лишены депутатских полномочий в ближайшее время. Совет перестанет штамповать недействительные решения;

2) незаконно пришедшие к руководству Администрации граждане будут изгнаны, будет восстановлена штатная работа городской Администрации;

3) наукоград Протвино вернется в правовое поле.

Чем плохо:

1) город примерно на полгода останется без представительной власти; не будут приниматься решения, которые относятся к полномочиям Совета депутатов;

2) губернатор одновременно с законом о роспуске Совета депутатов Протвино может ввести и прямое губернаторское правление до тех пор, пока новый Совет депутатов не изберет нового главу, без учета мнения протвинцев (но нас и так давно не спрашивают).

Второй вариант

29 марта кворум будет обеспечен. После этого Совет депутатов сможет работать без кворума еще три месяца. То есть апрель, май, июнь. В этот период должно (по моим данным) появиться решение суда о том, что заседание Совета депутатов Протвино в количестве 13 и меньше депутатов неправомочно. Не позднее июня все решения, принятые в неправомочном составе, Совету депутатов придется ревизовать. Поярков и Ко уходят не позднее июня. Придется уйти и Евсикову, как должностному лицу, изготавливавшему подложные документы (он же знал, что решения Совета без кворума ничтожны, но эти решения подписывал, придавая им внешнюю легитимность).

Чем это хорошо:

1) Совет сохранится и, возможно, депутаты сделают вывод;

2) Совет теоретически сможет избрать законного главу до конца апреля – середины мая;

3) Совет сможет назначить довыборы на 9 сентября.

Чем плохо:

1) Поярков и Ко будут незаконно удерживать власть более длительный период. За это время они предпримут множество других незаконных и вредоносных действий как для граждан, так и для муниципалитета в целом (имущество, бюджет, благоустройство, кадры и пр.);

2) Совет депутатов может проводить неправомочные заседания еще три месяца и как ни в чем не бывало принимать неправомочные решения;

3) если до конца июня Совет не соберется в правомочном составе, довыборы проведены не будут. Решение о довыборах Совет принять может, но ТИК не сможет на его основе довыборы провести, потому что председатель протвинской территориально-избирательной комиссии В.М.Романенко никогда не согласится проводить выборы на основании нелегитимного решения; это человек военный и устав чтит;

4) усиление политической и экономической турбулентности в Протвино непосредственно перед выборами в областной и федеральный парламент.

Третий вариант

Накануне 29 марта 2021 в протвинскую ситуацию вмешиваются представители вышестоящей власти (областной прокурор, губернатор, президент). Пояркову объясняют, что он заигрался, и делают ему предложение, от которого невозможно отказаться.

Чем это хорошо:

1) Совет депутатов мгновенно прозревает, принимает специальное решение о допущенных «отдельных недочетах» и подвергает ревизии все ранее принятые ничтожные решения;

2) Администрация возвращается к своему допоярковскому состоянию, насколько этого захотят прежние сотрудники, которых коснулись перемены (часть сотрудников уволилась и могут не захотеть возвращаться);

3) наиболее провинившиеся депутаты складывают свои полномочия в добровольно-принудительном порядке (Евсиков в первую очередь);

4) Совет депутатов на ближайшем заседании объявляет конкурс на главу (можно в течение месяца провести) и назначает довыборы на 9 сентября.

Чем плохо:

представители вышестоящей власти нашу проблему пока игнорируют, рассчитывать на них нельзя.

Четвертый вариант

29 марта 2021 года Совет депутатов проводит неправомочное заседание. В ходе обсуждения повестки депутаты обнаруживают, что все больше и больше заходят в тупик. Поскольку месяц еще не заканчивается, Евсиков назначает заседание на 30 марта. И далее по третьему варианту.

Чем плохо:

риск со стороны Евсикова. Евсиков должен хотеть остаться в Совете депутатов. А он всеми фибрами души хочет избавиться от ответственности, которая на него свалилась. Поэтому лично для него более выгоден роспуск Совета как бы без его участия. Он делал все, что ему велели, никакой личной инициативы не предпринимал, а так сложилось, что все равно Совет распускается без какой-либо его вины.

В аналогичном развитии событий заинтересованы еще несколько человек, которые связаны определенными обязательствами и не знают, как от них освободиться.

Но есть шанс:

теоретически с Евсиковым может связаться лично губернатор. Нет сомнения, что о ситуации в Протвино ему докладывали и губернатору бы хотелось, чтобы она была решена без его, губернаторского участия (раз он до сих пор не вмешался). Для удаления незаконного главы есть замечательный штатный инструмент – решение Совета депутатов. А закон о роспуске протвинского Совета депутатов, проект которого губернатор должен будет внести в Областную Думу, – инструмент экстраординарный. Неприятно также, что проблема возникла по причине не только прямого попустительства со стороны губернатора, но и с его участием. Губернатору сообщали, например, о том, что конкурс по отбору кандидатур на пост главы Протвино назначен незаконно, а он этот сигнал проигнорировал и даже своих представителей для участия в конкурсной комиссии командировал.

Выручить губернатора Евсиков не откажется.

Подведем итог.

Решение суда о том, что если заседание Совета депутатов проводится в количестве 13, то оно неправомочно, появится в апреле – июне. И Пояркову придется оставить незаконно занимаемую должность не позднее этого времени. Лучше раньше, чем позже.

Большинство ер-депутатов и примкнувших к ним коммунистов хотели бы прекратить беззаконие, но сами для этого сделать ничего не могут. Роспуск Совета по независящим от них причинам их бы устроил.

Совет может сохраниться и даже немного модернизироваться только в том случае, если в протвинскую ситуацию вмешаются сильные мира сего, причем на стороне закона. Это станет ясно не позднее 29 марта.

Исходя из всего сказанного, полагаю, что 29 марта помогать Совету депутатов продлевать агонию не надо. Умер так умер. Если до 31 марта не произойдет ничего такого, что бы заставило нас всех собраться (с проектом повестки: признание ошибки и решение о необходимости ревизовать все ничтожные решения, назначение конкурса на главу, сложение полномочий Евсиковым), то 1 апреля в суде будет иск об установлении, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.