О сокращении штатов в Протвинской городской больнице рассказывает бывший сотрудник учреждения Станислав Палочкин (интервью газете «События» и комментарий корреспондента газеты Натальи Хитровой).
Публикуем также скан-копию приказа главврача ГБУЗ МО «ПГБ» П.В.Латкина.
Медицинское обслуживание в нашем городе много лет считалось одним из лучших, и люди были уверены — это навсегда, ведь Протвино — один из ведущих наукоградов страны. А сегодня и на встречах с жителями, где обсуждают различные проблемы города, и на депутатских приёмах звучат жалобы и упрёки в адрес руководства больницы и поликлиники, жители говорят о низком качестве медицинского обслуживания, подчёркивая, что оно продолжает ухудшаться. Прибавьте сюда и то, что этой осенью, аккурат на фоне новой волны короновируса, городская больница наметила очередную оптимизацию — планируется сократить 47 должностных единиц. Сложившуюся ситуацию комментирует Станислав Александрович Палочкин.
— Как утверждает руководство ГБУЗ МО «ПГБ», сокращение должностей физических лиц и коечного фонда происходит в соответствии с указанием Минздрава Московской области, однако письменных распоряжений, указов Минздрава Московской области никто не предоставлял и, со слов работников, с которыми я общаюсь, их никто не ознакомил и не довёл до их сведения информацию о существовании подобных распоряжений областного Минздрава.
Всё это происходит в период пандемии коронавирусной инфекции! Куда еще сокращать людей особенно медицинский персонал? Неужели Минздрав Московской области принимает участие в незаконном уничтожении здравоохранения в наукограде Протвино?
В период моей работы в ГБУЗ МО «Протвинская городская больница» я являлся членом профсоюзного комитета и секретарем и вместе с председателем и членами профсоюзного комитета принимал участие в проверке законности и обоснованности сокращений. Как секретарь, я готовил печатные документы протоколы и выписки о предоставлении мотивированного мнения как раз по тем вопросам, по которым предусмотрено наличие мотивированного мнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 372 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
При этом в силу ч. 1 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан информировать профком в письменной форме о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Мотивированное мнение в соответствии со ст. 373 ТК РФ профком дает по проектам приказов о расторжении трудовых договоров с работниками-членами профсоюза по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 373 ТК РФ, с приложением к ним копий документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (при сокращении должностей уведомление о сокращении, при сокращении физических лиц членов профсоюза проект приказа с описанием оснований и причин принятия решения о сокращении со ссылкой на соответствующие нормативные акты, дорожную карту; штатное расписание, предшествующее сокращению и штатное расписание, которое вступит в силу после сокращения; протокол заседания комиссии по приоритетному праву оставления работника на работе; копии уведомлений работника о сокращении и уведомления о предложении имеющихся вакансий и ряд других документов).
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
При даче мотивированного мнения профком должен проверять обоснованность сокращения штата и численности работников с учетом пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым, штатные расписания государственных медицинских организаций должны соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным приказами Минздрава РФ. При этом следует учитывать, что соответствие штатного расписания общим требованиям, установленным для медицинских организаций постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 о лицензировании медицинской деятельности, отнесено к лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии (пп. «ж» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности). Неисполнение Порядков отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (абз. 2 п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности). До главного врача доводили информацию о необходимостисоблюдения порядков оказания медицинской помощи при формировании штатного расписания ГБУЗ МО «Протвинская городская больница» и о том, что, в соответствии с ч.2 ст.373 ТК РФ, выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Также сообщали, что при отсутствии в направляемых документах обоснования своего решения о ликвидации отдельных должностей, доминирует позиция Высших судов, в которых правомерность сокращения будет иметь место только при действительном сокращении штата или численности. Обязанность доказать это в суде при оспаривании работником возлагается на работодателя.
В профсоюзный комитет поступали обращения о необходимости предоставления мотивированного мнения по проектам приказов о проведении организационно-штатных мероприятий в части сокращения штата и численности работников. Приказы о сокращении предоставляли без указания на то, что это является проектом. Для изучения обоснованности проводимых организационно-штатных мероприятий чаще всего не представлялось штатное расписание до сокращения численности штата и после. Часто при сокращении работникам не предлагали свободные вакансии и не составляли протоколы приоритетного права оставления на работе. С этой ситуацией при сокращении столкнулся и я мне тоже никаких вакансий не предлагали, хотя они, как я слышал, были. Да, я принял для себя решение о досрочном увольнении по сокращению, и оно было удовлетворено, однако до момента подачи этого заявления, как уже было сказано выше, ни одной из имеющихся вакансий предложено не было. Кроме того, часто я слышал от работников жалобы о том, что их увольняют незаконно, либо создают им такие условия, при которых становится сложно работать. Мотивированное мнение в соответствии со ст. 373 ТК РФ профком дает по проектам приказов о расторжении трудовых договоров с работникамичленами профсоюза по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст. 373 ТК РФ, с приложением к ним копий документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Как было сказано выше, чаще всего копии документов предоставляли не в полном объёме, либо не предоставляли вовсе.
В профсоюз обращался и доктор, который счёл, что сокращение его должности является необоснованным, так как руководство учреждения не предприняло никаких мер для организации работы. В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (ничем из вышеперечисленного, по его словам, он обеспечен не был). В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» штатные расписания государственных медицинских организаций должны соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным приказами Минздрава РФ. Неисполнение Порядков отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (абз. 2 п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности). Таким образом, происходит нарушение конституционных и трудовых прав работников.
А самое главное это полное отсутствие контакта руководства с работниками, которым даже не пытаются объяснить необходимость такого огромного количества сокращений людей с документальным и обоснованным подтверждением! Складывается такое впечатление, что главный врач ГБУЗ МО «Протвинская городская больница» П.В.Латкин особо не переживает по поводу происходящих сокращений своего коллектива может быть, потому, что не является жителем нашего города Протвино. Его заместитель по амбулаторно-поликлинической работе С.В.Рогозина тоже, как мне кажется, не пытается защищать сотрудников учреждения, хотя, являясь действующим депутатом Совета депутатов, могла бы более активно отстаивать интересы больницы. Начиная с 2014 года, когда горбольница по решению Совета депутатов, в который входили известные в Протвино врачи, была передана в Московскую область, уже так много сократили врачей, медсестер, санитарок, операторов, водителей и прочего персонала! Кстати, те бывшие депутаты-врачи уже несколько лет в горбольнице не работают. Единичные сокращения были всегда это никого не удивляет, а вот такие массовые как в Протвино в последние годы уже многих людей, как пациентов, так и сотрудников горбольницы, наводят на самые мрачные предположения. Но как будут работать без помощи коллег те, кого еще не сократили, особенно в период новой волны короновируса? Какая колоссальнейшая нагрузка будет возложена на плечи докторов и медсестер! Неужели пожилым жителям Протвино и инвалидам придётся ездить в Серпухов за медпомощью? Очень обидно и тяжко на душе от всего происходящего. Не хочется, чтобы нашу больницу закрыли. Хочется верить, что происходящее вскоре закончится ведь дальнейшее сокращение медицинского персонала может привести к уменьшению коечного фонда, а впоследствии к ликвидации ГБУЗ МО «ПГБ» и превращению нашей многострадальной больницы в ФАП Фельдшерско-акушерский пункт, который обычно располагается в сельской местности. Неужели наш наукоград превратится в деревню? Это просто крик души. Меня очень сильно волнует происходящее думаю, что и всех остальных жителей и медицинских работников тоже.
Прошу всё вышесказанное считать обращением жителя города к Совету депутатов и горожанам, потому что только совместными усилиями можно навести порядок в этом вопросе и не допустить ликвидации ГБУЗ МО «Протвинская городская больница».
Наталья ХИТРОВА, протвинская газета «События» 3 (1098) от 9 октября 2020